Тип объяснения Теория Автор Основная идея

Биологическое Физические черты

связаны с преступными

наклонностями

Ломброво Физические особенности

являются причиной девиации

Определенное строение

тела, наиболее часто

встречающееся среди

девиантов

Шелдон

Психологическое Психоаналитическая

теория

Фрейд Конфликты, свойственные

личности, вызывают девиацию

Социологическое Аномия Дюркгейм Девиация, в частности

самоубийства, происходит

вследствие нарушения или

отсутствия ясных социальных

норм

Социальная

дезорганизация

Шоу и Маккэй Девиации многих видов

возникают в тех случаях, когда

культурные ценности, нормы и

социальные связи разрушаются,

ослабевают или становятся

противоречивыми

Аномия Мертон Девиация нарастает, когда

обнаруживается разрыв между

одобряемыми в данной культуре

целями и социальными

способами их достижения

Культурологические

теории

Селлин, Миллер,

Сутерленд,

Клауорд и Оулин

Причиной девиации являются

конфликты между нормами

субкультуры и господствующей

культуры

Теория стигматизации

(клеймения)

Беккер Девиация – своего рода клеймо,

которое группы, обладающие

властью, ставят на поведение

менее защищенных групп

Радикальная

криминология

Турк, Квинни,

Тейлор, Уолтон и

Янг

Девиация является результатом

противодействия нормам

капиталистического общества

Основная предпосылка всех теорий физических типов состоит в идее,

что определенные физические черты личности предопределяют

совершаемые ею различные отклонения от норм. Сама по себе эта идея так

же стара, как человеческая история. В обществах давно укоренились

выражения: «лицо убийцы», «порочные черты лица» и т.п. Среди

последователей теорий физических типов можно назвать Ч. Ломброзо,

Э.Кретшмера, В. Шелдона. В работах этих авторов присутствует одна

основная идея: люди с определенной физической конституцией склонны

совершать социальные отклонения, осуждаемые обществом.

Из современных теорий самой разработанной считается теория

В.Шелдона, который выделил три основных типа человеческих черт,

влияющих, по его мнению, на совершение поступков, которые

характеризуются как отклоняющееся поведение: эндоморфный тип

(округлость форм, лишний вес), мезоморфный тип (мускулистость,

атлетичность), эктоморфный тип (субтильность, худоба). В. Шелдон

описал определенные виды поведения, присущего каждому типу:

например, преступные типы и алкоголики в основном принадлежат к

мезоморфным типам. Однако практика доказала несостоятельность теорий

физических типов. Всем известны многочисленные случаи, когда

индивиды с лицом херувимов совершали тягчайшие преступления, а

индивид с грубыми, «преступными» чертами лица не мог обидеть и муху.

В основе психоаналитических теорий отклоняющегося поведения

лежит изучение конфликтов, происходящих в сознании личности.

Согласно теории 3. Фрейда, у каждой личности под слоем активного

сознания находится область бессознательного. Бессознательное – это наша

психическая энергия, в которой сосредоточено все природное,

первобытное, не знающее границ, не ведающее жалости. Бессознательное

– это биологическая сущность человека, не изведавшего влияния

культуры. Человек способен защититься от собственного природного

«беззаконного» состояния путем формирования собственного Я, а также

так называемого сверх-Я, определяемого исключительно культурой

общества. Человеческое Я и сверх-Я, постоянно сдерживают силы,

находящиеся в бессознательном, постоянно ограничивают наши

инстинкты и так называемые низменные страсти. Однако может

возникнуть состояние, когда внутренние конфликты между Я и

бессознательным, а также между сверх-Я и бессознательным разрушают

защиту, и наружу прорывается наше внутреннее, не знающее культуры

содержание. В этом случае может произойти отклонение от культурных

норм, выработанных социальным окружением индивида.

Очевидно, что в этой точке зрения есть доля истины, однако

определение и диагностика возможных нарушений в структуре

человеческого Я и возможных социальных отклонений крайне затруднены

в связи со скрытностью объекта изучения. Кроме того, хотя каждой

личности присущ конфликт между биологическими потребностями и

запретами культуры, далеко не каждый человек становится девиантом.

Почему же все-таки появляются девианты?

Ответ на этот вопрос пытаются дать социологические, или

кулътурные теории социальных отклонений. В соответствии с ними

индивиды становятся девиантами тогда, когда процессы проходимой ими

социализации в группе бывают неудачными по отношению к некоторым

вполне определенным нормам, причем эти неудачи сказываются на

внутренней структуре личности. Если же процессы социализации

успешны, то индивид сначала адаптируется к окружающим его

культурным нормам, а затем воспринимает их так, что одобряемые нормы

и ценности общества или группы становятся его эмоциональной

потребностью, а запреты культуры – частью его сознания. Он

воспринимает нормы культуры таким образом, что автоматически

действует в ожидаемой манере поведения большую часть времени.

Ошибки индивида редки, и всем окружающим известно, что они не

являются его обычным поведением.

Одним из важнейших факторов обучения моральным ценностям и

поведенческим нормам служит семья. Когда ребенок социализируется в

условиях счастливой, крепкой и здоровой семьи, он обычно развивается

как уверенная в себе и в окружении, хорошо воспитанная личность,

воспринимающая нормы окружающей культуры как справедливые и само

собой разумеющиеся. Ребенок ориентирован определенным образом на

свое будущее. Если семейная жизнь в чем-то неудовлетворительна, то дети

часто развиваются с пробелами в воспитании, в усвоении норм и с

отклоняющимся поведением.

Многочисленные исследования молодежной преступности показали,

что около 85% молодых людей с отклоняющимся поведением

воспитывались в неблагополучных семьях. Американскими

исследователями в области социальной психологии были выявлены пять

основных факторов, определяющих семейную жизнь как

неблагополучную: сверхсуровая отцовская дисциплина (грубость,

сумасбродство, непонимание); недостаточный материнский надзор

(равнодушие, беззаботность); недостаточная отцовская привязанность;

недостаточная материнская привязанность (холодность, враждебность);

отсутствие сплоченности в семье (скандалы, враждебность, взаимная

неприязнь). Все эти факторы оказывают значительное влияние на процесс

социализации ребенка в семье и в конечном счете на воспитание личности

с отклоняющимся поведением.

Однако многочисленны также случаи проявления отклоняющегося

поведения в совершенно благополучных семьях. Дело в том, что семья —

это далеко не единственный (хотя и важный) институт общества,

участвующий в социализации личности. Нормы, воспринятые с детства,

могут быть пересмотрены или отброшены в ходе взаимодействия с

окружающей действительностью, в частности с социальным окружением.

В сложном, постоянно изменяющемся обществе, где нет единой и

неизменной системы норм, многие нормы и культурные ценности разных

субкультур зачастую противоречат и даже противостоят друг другу. Часто

родители сталкиваются с такой ситуацией, когда воспитание ребенка в

семье противоречит влиянию других социальных групп и институтов. Так,

родители вынуждены бороться с излишней идеологизацией своих детей,

влиянием коммерческого духа, уличных групп, массовой культуры,

противоречивости политического положения и т. д. Неизбежно происходят

конфликты норм и ценностей. То, что говорят в семье детям, кажется

неправдой, обостряется конфликт субкультур отцов и детей. В нашем

сложном обществе существует множество конфликтующих нормативных

образцов, которые способствуют возникновению феномена

отклоняющегося поведения. Например, столкновение норм и ценностей,

регулирующих поведение, в соответствии с которыми мы жили долгие

годы, и норм и ценностей в «перестроенном» обществе. Иногда бывает

просто трудно выбрать линию неотклоняющегося поведения.

Наличие в повседневной практике большого числа конфликтующих

норм, неопределенность (в связи с этим) возможного выбора линии

поведения могут привести к явлению, названному Э. Дюркгеймом аномией

(состояние отсутствия норм). При этом Э. Дюркгейм вовсе не считал, что

современное общество не имеет норм, напротив, общество обладает

многими системами норм, в которых отдельному индивиду трудно

ориентироваться. Аномия, по Дюркгейму, – это состояние, при котором

личность не имеет твердого чувства принадлежности, никакой надежности

и стабильности в выборе линии нормативного поведения. Согласно

Т.Парсонсу, аномия – это «состояние, при котором значительное число

индивидов находится в положении, характеризующемся серьезным

недостатком интеграции со стабильными институтами, что существенно

для их собственной личной стабильности и успешного функционирования

социальных систем. Обычной реакцией на это состояние является

ненадежность поведения». Согласно такому подходу, аномия возрастает в

связи с беспорядочностью и конфликтами нравственных норм в обществе.

Люди начинают ограничиваться нормами отдельных групп и в результате

не имеют стабильной перспективы, в соответствии с которой им

необходимо принимать решения в повседневной жизни. В этом понимании

аномия выглядит как результат свободы выбора без устойчивого

восприятия действительности и при отсутствии стабильных взаимосвязей с

семьей, государством и другими основными институтами общества.

Очевидно, что состояние аномии чаще всего приводит к отклоняющемуся

поведению.

Р. Мертон отмечает, что аномия появляется не от свободы выбора, но от

невозможности многих индивидов следовать нормам, которые они

полностью принимают. Он видит главную причину трудностей в

дисгармонии между культурными целями и легальными

(институциональными) средствами, с помощью которых эти цели

осуществляются. Например_______, в то время как общество поддерживает усилия

своих членов в стремлении к повышению благосостояния и высокому

социальному положению, легальные средства членов общества для

достижения такого состояния весьма ограничены. Неравенство,

существующее в обществе, служит тем толчком, который заставляет члена

общества искать нелегальные средства и цели, т.е. отклоняться от

общепринятых культурных образцов. Действительно, когда человек не

может добиться благосостояния с помощью таланта и способностей

(легальные средства), он может прибегнуть к обману, подлогу или

воровству, не одобряемым обществом. Таким образом, отклонения во

многом завися от культурных целей и институциональных средств,

которых придерживается и которые использует та или иная личность.

Р.Мертоном была разработана типология поведения личностей в их

отношении к целям и средствам. Согласно этой типологии отношение к

целям и средствам любой личности укладывается в следующие классы:

1) конформист принимает как культурные цели, так и

институциональные средства, одобряемые в обществе, и является

лояльным членом общества;

2) новатор пытается достигнуть культурных целей (которые он

принимает) неинституциональными средствами (включая незаконные и

криминальные);

3) ритуалист принимает институциональные средства, которые

абсолютизирует, но цели, к которым он должен стремиться с помощью

этих средств, игнорирует или забывает. Ритуалы, церемонии и правила для

него являются основой поведения, в то же время оригинальные,

нетрадиционные средства им, как правило, отвергаются (примером такого

типа людей может быть бюрократ, ориентированный только на

формальные принадлежности деловой жизни, не думающий о целях, ради

которых совершается эта деятельность);

4) изолированный тип отходит как от культурных, традиционных

целей, так и от институциональных средств, необходимых для их

достижения (сюда можно отнести, например, алкоголиков, наркоманов, т.е.

любых людей вне группы);

5) мятежник пребывает в нерешительности относительно как средств,

так и культурных целей; он отступает от существующих целей и средств,

желая создать новую систему норм и ценностей и новые средства для их

достижения.

Типология девиации (по Р. Мертону)

Способ адаптации Одобряемые обществом

цели

Социально одобряемые

средства

Конформизм + +

Инновация + -

Ритуализм - +

Ретреатизм (бегство от

действительности)

- -

Бунт + +

Примечание. Плюс обозначает согласие, а минус – отрицание.

Например, конформное поведение характеризуется тем, что человек

одновременно поддерживает и культурные цели, и социально одобряемые

средства из достижения. Источник. R.K. Merton. Social Theory and Social

Structure. – N.Y., 1957, p.140.

При использовании этой типологии важно помнить, что люди никогда

не могут быть полностью конформными по отношению к нормативной

культуре или полными новаторами. В каждой личности в той или иной

степени присутствуют все перечисленные типы. Однако какой-то из типов

обычно проявляется в большей мере и тем мамым характеризует данную

личность.

Когда нравственные нормы запрещают совершать некоторые действия,

которые многие личности желают совершить, возникает другой феномен

отклоняющегося поведения – нормы оправдания. Это культурные

образцы, с помощью которых люди оправдывают осуществление каких-

либо запретных желаний и действий без открытого вызова существующим

моральным нормам. Чаще всего нормы оправдания создаются там и тогда,

где и когда происходит частое нарушение норм без последующих санкций.

Нормы оправдания появляются только в том случае, если есть образец

нарушения, который признается и санкционируется в одной из групп

общества. Этот образец и будет считаться нормой оправдания. Например,

социальные психологи Дж. Рубек и Л. Спрей установили, что нормы

богемной субкультуры (свобода, раскованность, возможность давать

полную волю чувствам) оправдывают любовные связи между женатыми

мужчинами и молодыми женщинами. Оправдание самогонщика

становится нормой оправдания, если устанавливается стандарт группового

одобрения способов обхода государственных ограничений на

распространение спиртных напитков. То же можно сказать и об

оправдании мелких спекулянтов в группах, имеющих возможность

покупать у них какой-либо дефицит. Как только подобные действия

становятся санкционированными группой, оправдание теряет свои

моральные запреты. Следовательно, можно сказать, что нормы оправдания

являются полуинституционализированными формами отклоняющегося

поведения.

IV

Усвоение социальных норм – основа социализации. Соблюдение же

этих норм определяет культурный уровень общества. Отклонение от

общепринятых норм называется в социологии девиантным

поведением. В широком смысле «девиация» подразумевает любые

поступки либо действия, которые не соответствуют: а) неписаным нормам,

б) писаным нормам. В узком смысле «девиация» относится только к

первому типу несоответствия, а второй тип получил название

делинквентного поведения.

Социальные нормы бывают двух типов:

1) ПИСАНЫЕ – формально зафиксированные в конституции, уголовном

праве и других юридических законах, соблюдение которых гарантируется

государством

2) НЕПИСАНЫЕ неформальные нормы и правила поведения,

соблюдение которых не гарантируется правовыми аспектами государства.

Они закреплены лишь традициями, обычаями, этикетом, манерами, т.е.

некоторыми конвенциями, или молчаливыми договоренностями между

людьми о том, что считать должным, правильным, приличествующим

поведением.

Нарушение формальных норм называется делинквентным

(преступным) поведением, а нарушение неформальных норм –

девиантным (отклоняющимся) поведением. Чем они отличаются друг от

друга? Девиантное и делинквентное поведение можно различать

следующим образом. Первое относительно, а второе абсолютно. То, что

для одного человека или группы – отклонение, то для другого или других

может быть привычкой; Высший класс считает свое поведение нормой, а

поведение представителей других классов, особенно низших –

отклонением. Девиантное поведение относительно, ибо имеет отношение

только к культурным нормам данной группы. Но делинквентное поведение

абсолютно по отношению к законам страны. Уличное ограбление

представителями социальных низов может, с их точки зрения, считаться

нормальным видом заработка или способом установления социальной

справедливости. Но это не отклонение, а преступление, поскольку

существует абсолютная норма – юридический закон, квалифицирующий

ограбление в качестве преступления.

В России в 1994 г., по данным ЦРУ, действовало 6000 организованных

преступных групп, разбросанных по всей России и еще 30 странам. Только

в Москве более 1000 притонов и фирм, предоставляющих интимные

услуги. В элитарной и уличной проституции 70% – немосквички.

Делинквентность. Воровство, взяточничество, грабежи или убийства

нарушают основные законы государства, гарантирующие права личности,

и преследуются в уголовном порядке. Над преступниками совершается

суд, им определяют меру наказания и на разные сроки (в зависимости от

тяжести уголовного деяния), ссылают на исправительные или каторжные

работы, сажают в тюрьму или определяют условную меру пресечения

(частичное ограничение в правах). Это чрезвычайно широкий класс

явлений – от безбилетного проезда до убийства человека.

К преступлениям относятся мошенничество, хищения, изготовление

фальшивых документов, взятки, промышленный шпионаж, вандализм,

воровство, взлом, автокражи, поджоги, проституцию, азартные игры и

другие разновидности противоправных действий.

Девиантность. Напротив, такие поступки, как обнажение гениталий,

опорожнение или занятие сексом в публичных местах, сквернословие,

громкий или возбужденный разговор, не нарушают уголовного права, но

противоречат нормам поведения. Единственный способ наказания –

привлечение к административной ответственности, уплата штрафа, устное

осуждение окружающих людей или неодобрительность, косые взгляды

прохожих. К формам девиантного поведения относят уголовную

преступность, алкоголизм, наркоманию, проституцию, гомосексуализм,

азартные игры, психическое расстройство, самоубийство.

Справка. Уровень самоубийств примерно в 3 раза выше уровня

убийств. Уровень самоубийств рассчитывается на 100 000 жителей. В 1987

г. в СССР он составлял 19, в ФРГ – 21, во Франции – 22, в США – 12.

Уровень суицида среди мужчин в 3 раза выше, чем среди женщин, а в

активном возрасте (25-39 лет) – даже в 6 раз (Источник: Социс. 1990. № 4.

С. 75).

Выводы: в социологии девиантное поведение понимается как более

широкая категория, чем понятие «делинквентное поведение». Иначе

говоря, первое понятие включает в себя второе понятие как свою

составную часть. Девиация – любые нарушения норм, а делинквентность –

только серьезные, влекущие за собой уголовное наказание. В социологии с

равным правом применимы и широкая, и узкая трактовка.

Характерная черта девиантного поведения – культурный релятивизм,

иными словами, относительность любых социальных норм. У некоторых

примитивных племен в первобытное время и сегодня каннибализм,

геронтоцид (убийство стариков), кровосмешение и инфантицид (убийство

детей) считались нормальным явлением, вызванным экономическими

причинами (дефицит продуктов питания) либо социальным устройством

(разрешение брака между родственниками).

Культурный релятивизм может быть сравнительной характеристикой не

только двух разных обществ или эпох, но также двух или нескольких

больших социальных групп внутри одного общества. В таком случае надо

говорить не о культуре, а о субкультуре. Пример таких групп –

политические партии, правительство, социальный класс или слой,

верующие, молодежь, женщины, пенсионеры, национальные меньшинства.

Так, непосещение церковной службы – девиация с позиций верующего

человека, но норма с позиций неверующего. Этикет дворянского сословия

требовал обращения по имени-отчеству, а уменьшительное имя («Колька»

или «Никитка») – норма обращения в низших слоях – считалось у первого

девиацией.

В современном обществе подобные формы поведения рассматриваются

как девиантные. Убийство на войне разрешается и даже вознаграждается,

но в мирное время наказывается. В Париже проституция легальна

(узаконена) и не осуждается, а в других странах она считается нелегальной

и девиантной. Отсюда следует, что критерии девиантности относительны

данной культуры и не могут рассматриваться в отрыве от нее.

Кроме того, критерии девиантности меняются во времени даже в рамках

одной и той же культуры. В СССР в 60-70-е годы школьные учителя

боролись с «длинноволосыми» учениками, усматривая в этом подражание

«буржуазному образу жизни» и признаки нравственного растления. В

конце 80-х годов наше общество изменилось, и длинные волосы

превратились из девиации в норму.

Вывод: девиация в широком смысле относительна: а) исторической

эпохи, б) культуры общества. Относительность в социологии получило

специальное название релятивизма.

Социологи установили следующие закономерности:

1. Если несогласие с нормами наносит личный ущерб, наказывается

обществом в меньшей степени или не наказывается вовсе, чем нарушение,

приносящее коллективный вред.

Пример. Небрежное обращение со спичками может привести к пожару в

общественном здании и унесет десятки человеческих жизней. Оно

наказывается сильнее, нежели то же самое нарушение в частном доме.

2. Если отклонение от нормы угрожает жизни человека, оно

наказывается сильнее, нежели ущерб имуществу или общественному

порядку.

Примером служат транспортные происшествия и дорожные аварии.

3. Девиантное поведение, наносящее большой материальный ущерб,

реально угрожающее человеческой жизни или чести, либо ставящее под

угрозу государственную безопасность, переходит в другую категорию

поведения и квалифицируется как преступление.

Пример – судебный процесс над изменниками родины.

4. Минимальные неодобряемые отклонения переносятся обществом

спокойнее, так как считаются случайным событием, которое может

произойти со всяким человеком. Примеры приведены выше.

5. Границы терпимости общества к отклонениям различны в разных

культурах или в разных ситуациях в одной и той же культуре.

Примеры. Убийство человека в современном обществе расценивается

как преступление, а в первобытном — как принесение жертвы богам.

Нападение на человека и его убийство в современном обществе —

преступление. Но защита от преступника, повлекшая смерть нападавшего,

расценивается как героизм. Убийство соотечественника в мирное время

жестоко карается, но убийство чужестранца, который в военное время

считается врагом или захватчиком, вызывает почтение и приносит славу.

V

Борьба с девиациями часто перерождается в борьбу с разнообразием

чувств, мыслей, поступков.

Разнообразие, как социологическая категория. подразумевает такую

совокупность социальных действий, которая не расчленяется по критериям

нормы и отклонения на две противоположные группы, а рассматривается

на одном континууме. Иными словами, разнообразие предполагает, что

главным при оценке человеческих поступков служит культурный

релятивизм, а не абсолютные этические нормы либо идеологические

требования.

Как показывает история, борьба с разнообразием нерезультативна: через

какое-то время отклонения возрождаются и в еще более яркой форме. В

конце 80-х годов советская молодежь подражала западным моделям

поведения настолько откровенно, что бороться с этим государство было не

в силах. Снятие социальных и идеологических запретов обогатило

общественную жизнь творчеством и разнообразием.

Во все времена общество пыталось подавлять нежелательные формы

человеческого поведения. К ним относили почти в равной степени

поведение гениев и злодеев, очень ленивых и сверхтрудолюбивых, нищих

и богачей. Причина: резкие отклонения от средней нормы как в

положительную, так и в отрицательную стороны грозили стабильности

общества, которая во все времена ценилась превыше всего.

В большинстве обществ контроль девиантного поведения

несимметричен: отклонения в плохую сторону осуждаются, а в хорошую –

одобряются. В зависимости от того, позитивным или негативным является

отклонение, все формы девиаций можно расположить на некотором

континууме. На одном его полюсе разместится группа лиц, проявляющих

максимально неодобряемое поведение: революционеры, террористы,

непатриоты, политические эмигранты, предатели, атеисты, преступники,

вандалы, циники, бродяги, дистрофики. На другом полюсе расположится

группа с максимально одобряемыми отклонениями: национальные герои,

выдающиеся артисты, спортсмены, ученые, писатели, художники и

политические лидеры, миссионеры, передовики труда, очень здоровые и

красивые люди.

Если мы проведем статистический подсчет, то окажется, что в

нормально развивающихся обществах и в обычных условиях на каждую из

этих групп придется примерно по 10-15% общей численности населения.

Напротив, 70% населения составляют «твердые середняки» – люди с

несущественными отклонениями. Хотя большая часть людей немалую

часть времени ведет себя в согласии с законами, их нельзя считать

абсолютно законопослушными, т.е. социальными конформистами.

При обследовании жителей Нью-Йорка 99% опрошенных признались в

том, что они совершили один и более незаконных поступка, например,

скрытно воровали в магазине, обманывали налогового инспектора или

постового, не говоря уже о более невинных шалостях — опоздание на

работу, переход улицы или курение в неположенных для этого местах.

Полную картину девиантного поведения в конкретном обществе составить

весьма трудно, поскольку полицейская статистика регистрирует

незначительную часть происшествий.

Социальные отклонения играют в обществе двойственную,

противоречивую роль. Они, с одной стороны, представляют угрозу

стабильности общества, с другой — поддерживают эту стабильность.

Успешное функционирование социальных структур можно считать

эффективным, только если обеспечены порядок и предсказуемое

поведение членов общества. Каждый член общества должен знать

разумных пределах, конечно), какого поведения он может ожидать от

окружающих его людей, какого поведения другие члены общества

ожидают от него самого, к каким социальным нормам должны быть

социализированы его дети. Отклоняющееся поведение нарушает этот

порядок и предсказуемость поведения. При наличии в обществе или

социальной группе многочисленных случаев социальных отклонений люди

утрачивают чувство ожидаемого поведения, происходит дезорганизация

культуры и разрушение социального порядка. Нравственные нормы

перестают контролировать поведение членов группы или общества,

основополагающие ценности могут быть отвергнуты последними, и у

индивидов теряется чувство безопасности и уверенности в своих

действиях. Поэтому общество будет функционировать эффективно, только

когда большинство его членов будет принимать устоявшиеся нормы и

действовать в основном в соответствии с ожиданиями других индивидов.

С другой стороны, отклоняющееся поведение является одним из путей

адаптации культуры к социальным изменениям. Нет такого современного

общества, которое долгое время оставалось бы статичным. Даже

совершенно изолированные от мировых цивилизаций сообщества должны

время от времени изменять образцы своего поведения из-за изменений

окружающей среды. Взрывы рождаемости, технологические новшества,

изменения физического окружения – все это может привести к

необходимости принятия новых норм и адаптации к ним членов общества.

Но новые культурные нормы редко создаются путем обсуждения и

последующего принятия их членами социальных групп, которые в

торжественной обстановке отменяют старые нормы и называют новые.

Новые социальные нормы рождаются и развиваются в результате

повседневного поведения индивидов, в столкновении постоянно

возникающих социальных обстоятельств. Отклоняющееся от старых,

привычных норм поведение небольшого числа индивидов может быть

началом создания новых нормативных образцов. Постепенно, преодолевая

традиции, отклоняющееся поведение, содержащее новые жизнеспособные

нормы, все в большей и большей степени проникает в сознание людей. По

мере усвоения членами социальных групп поведения, содержащего новые

нормы, оно перестает быть отклоняющимся.

Появление новых норм можно проиллюстрировать на примере упадка

патриархальной семьи. В аграрном обществе, где все члены семьи

работали по дому или в поле, под отцовским надзором, очень легко было

поддерживать мужское доминирование в семейных отношениях. Более

того, только сила и мудрость отца придавали семье крепость и

жизнеспособность. Но изменение технологии, развитие общества привели

к перемещению места работы отца в магазин, на фабрику, в организацию,

где он не мог постоянно надзирать за семейными делами. Дальнейшие

изменения в обществе привели к тому, что и часть женщин стала работать

в стороне от семьи и от мужа. Процесс отделения женщин от семьи

оказался достаточно сложным. В XIX в. впервые начал осуществляться

переход женщин на работу по найму в конторы, офисы, различные

организации. Первая реакция общества была осуждающей, такое

поведение женщин признавалось отклоняющимся. Однако в результате

длительной борьбы женщины практически завоевали себе право на

социальные статусы, прежде считавшиеся мужскими, т.е. такое поведение

перестало считаться отклоняющимся. Нормы патриархальной семьи

претерпели значительные изменения.

Таким образом, отклоняющееся поведение часто служит основанием

общепринятых культурных норм. Без него было бы трудно адаптировать

культуру к изменению общественных потребностей. Вместе с тем вопрос о

том, в какой степени должно быть распространено отклоняющееся

поведение и какие его виды полезны, а самое главное – терпимы для

общества, до сих пор практически не разрешен. Если рассматривать любые

области человеческой деятельности: политику, управление, этику, то

нельзя вполне определенно ответить на этот вопрос. Действительно, какие

нормы лучше: воспринятые нами в результате долгой борьбы

республиканские культурные нормы или старые монархические,

современные нормы этикета или нормы этикета наших отцов и дедов? На

эти вопросы трудно дать удовлетворительный ответ. Вместе с тем не все

формы отклоняющегося поведения требуют столь детального анализа.

Криминальное поведение, сексуальные отклонения, алкоголизм или

наркомания не могут привести к появлению полезных для общества новых

культурных образцов. Следует признать, что подавляющее число

социальных отклонений играет деструктивную роль в развитии общества.

И только некоторые немногочисленные отклонения можно считать

полезными. Одна из задач социологов – распознавать и отбирать полезные

культурные образцы в отклоняющемся поведении индивидов и групп.

Контрольные вопросы и проблемные задания

1. Оцените возможности применения способов социального контроля:

а) в малой группе с неформальными межличностными отношениями;

б) в организации, где существуют формальные и неформальные

отношения;

в) в большой социальной группе (каста, социальный слой, класс).

2. В чем состоит основное отличие психологического подхода к

изучению социальных отклонений от всех других подходов?

3. Как можно оценить индивидуальные и групповые социальные

отклонения с точки зрения доминирующей культуры и субкультуры?

4. В чем состоит основная концепция теории «навешивания ярлыков» и

определения первичных и вторичных отклонений? Какие последствия

могут иметь для индивида первичное и вторичное отклонения?

5. С чем связано понятие «культурно одобряемое отклонение»? В чем

причина появления такого рода отклонений?

6. Как можно сформулировать основную концепцию теорий

«физических типов» и психоаналитических теорий? В чем их основные

различия? Кто является основоположниками этих теорий?

7. Какова роль процесса социализации личности в построении

социологических теорий социальных отклонений? Каким образом

осуществляется влияние социальных институтов на отклоняющееся

поведение личностей?

8. Что понимают под термином «аномия» в рамках социологических

теорий отклоняющегося поведения? Как использовался термин «аномия» в

исследованиях Э. Дюркгейма и Р. Мертона?

9. На чем основана типология отклоняющейся личности у Р. Мертона по

отношению к целям и средствам их достижения?

Тест

1. К негативным проявлениям отклоняющегося поведения относятся:

а) проявление инициативы

б) алкоголизм

в) чудачество

г) эксцентричность

2. Что является примером нравственной оценки деятельности?

а) администрация объявляет благодарность рабочему

б) суд обвиняет молодого человека в хулиганстве

в) учитель хвалит ученика за помощь товарищу

г) декан объявляет выговор студенту за пропуски

3. Верны ли следующие суждения:

а) отклоняющееся поведение никогда не имеет положительного

характера, ведет только к отрицательным последствиям, тормозит

общественный процесс

б) отклоняющееся поведение может иметь негативные последствия и

нанести ущерб общественной стабильности и безопасности

1.Верно только А 3. Верно А и Б

2. Верно только Б 4.Оба суждения неверны

4. Для всех социальных норм характерен признак:

а) регулятор общественных отношений

б) обеспечивается принудительной силой государства

в) обязательное правило поведения

г) имеет официальную форму выражения

5. К особо опасным проявлениям отклоняющегося поведения относится:

а) пьянство

б) волокита

в) преступность

г) эксцентричность

6. Процесс усвоения человеком социальных норм называется:

а) адаптация

б) индивидуализация

в) социализация

7. Социальные нормы – это правила поведения, регулирующее отношение

человека к …

а) природе

б) здоровью

в) технике

г) другим людям

8. Выберите правильные суждения:

а) за нарушение определенных социальных норм следует мягкое

наказание

б) за нарушение определенных социальных норм следует жесткая

санкция

в) социальные нормы прибывают в неизменности

1. Верно А 3. Верно А и Б

2. Верно Б 4. Верно Б и В

9. Социальным нормам не свойственна функция:

а) регулятора социализации личности

б) интеграции индивидов в группы

в) координации работы правоохранительных органов

г) эталона поведения индивида в обществе

10. Что из перечисленного является примером социальной нормы:

а) предупреждение: курение опасно для здоровья

б) рецепт: принимать лекарство по 1 табл. 3 раза в день

в) моральная заповедь: не убий!

г) право потребителя вернуть товар с дефектом

11. Социальная норма, выражающая представление о добре и зле,

справедливости и несправедливости, реализация которой обеспечивается

внутренним убеждением людей, есть норма:

а) религиозная

б) правовая

в) моральная

г) политическая

процесс   областей   социология   развитие   социальные   структура   мобильность   культура   девиация   общество   организации